«Работая в школе, порой о своей семье забывала». Бывшему учителю начальных классов Валентине Желонкиной 80 лет

Читайте большой материал к ее юбилею!

2021-12-12, 14:03 Истории 2 110

Всем понятно, что бывших учителей, как и бывших десантников, не бывает. За плечами Валентины Желонкиной 42 года педагогического труда, она работала учителем начальных классов, Отличник народного просвещения РСФСР. А про десантников — это к тому, что сын Валентины Васильевны — Федор Желонкин — служил в воздушно-десантных войсках, а сейчас возглавляет городское отделение Союза ветеранов-десантников, он один из руководителей военно-патриотического отряда «Крылатая гвардия». 12 декабря Валентине Желонкиной исполняется 80 лет. Прекрасный повод рассказать о ней.

TZAM0692
Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

— Знаете, какой-то такой страшненький юбилей, потому что очень много лет исполняется, — приглашая нас пройти в свой дом на улице Металлургов, улыбается Валентина Васильевна. — Что про себя рассказать? Даже не и упомнишь…

Ее родители Василий Васильевич и Вера Васильевна Турышевы познакомились на строительстве СУМЗа. Когда началась Великая Отечественная война, отец отвез маму в деревню Кулибино Советского района Кировской области, где в 1941 году и родилась у них дочка Валечка. Отец пришел с фронта без одной ноги, весь израненный. Семья вернулась в Ревду. Жили на Комбинатском поселке. Папа работал на СУМЗе, а мама — на заводе ОЦМ. Валентина пошла в школу №11.

— Мне в жизни очень везло на учителей, — рассказывает Валентина Васильевна. — Это директор школы Валентина Михайловна Герасимова, Валентина Васильевна Прудникова, Августа Петровна Соколова, она потом стала директором первой школы, это Анна Никифоровна Стрельникова. После семи классов я перешла в школу-интернат, в этом здании сейчас педколледж. Туда шел набор детей, у которых погибли на фронте отцы или из многодетных семей, как у нас — четверо. В интернате я получила очень много знаний.

В то время директором в интернате работал Николай Ефимович Сидоров. Валентину выбрали председателем совета пионерской дружины имени молодогвардейца Сергея Тюленина. Как говорит Валентина Васильевна, и здесь коллектив сильных и добрых учителей повлиял на то, что она тоже захотела стать педагогом.

— На каждого из своих учителей я смотрела как на божество, — говорит она. — Вот сначала и поступила после интерната в педагогическое училище в Советске Кировской области. Уехала туда к бабушке, так получилось. После окончания год работала в деревенской школе учителем начальных классов. Теперь все это вспоминаю, как не знаю из какого древнего века. Моим коньком была математика. Предложили вести русский язык — взяла, нет учителя географии — вела географию… Физкультуру тоже вела. Сейчас, проработав в школе 42 года, думаю: какая же я тогда была смелая!
photo_2021-12-11_18-53-11
Валентина Васильевна с учениками на годовщину пятнадцатилетия выпуска, 2012 год. Фото// Личный архив Валентины Желонкиной

Вернувшись к родителям в Ревду, не могла найти место преподавателя начальных классов. Приняли в родной интернат, в школу №12 пионерской вожатой. Потом Валентина поступила в педагогический институт в Свердловске. С будущим мужем познакомилась еще в Советске, он окончил фабрично-заводское училище. Воспитали двух сыновей. Старшего сегодня нет в живых.

— Когда родила второго сына, Федю, пришлось бросить институт, не с кем было его оставить, — продолжает Валентина Васильевна. — Муж и родители работали. Устроилась в детский садик, сын стал туда ходить. Снова поступила в институт. Знания были, училась хорошо. Потом работала в школе-интернате уже учителем. Видимо, работала хорошо, и отметили тем, что моя фотография была на городской Доске почета на площади Победы.

Приметила ее и директор 29-й школы Мария Ильина, переманила к себе учителем начальных классов. Желонкиной так хотелось показать себя, что в первый год она выложилась во всю силу. Вскоре стала завучем.

— Работу свою очень люблю, — признается Валентина Васильевна. — По детям в школе сейчас очень скучаю. На пенсию вышла в 60 лет в 2001 году, когда появился первый правнук, а внучка училась в Московском университете. С закрытыми бы глазами сейчас прошла по проторенной за столько лет дороге. Очень любила своих учеников, а они мне тем же платили. Меня именно к малышам тянуло. Правда, еще пришлось поработать потом два года, оказывала психологическую помощь детям.
photo_2021-12-11_18-53-13
Валентина Желонкина в молодости. Та самая фотография, которая висела на городской Доске почета на площади Победы. Фото// Личный архив Валентины Желонкиной

Сначала Валентине Желонкиной присвоили квалификацию старшего учителя, а высшая награда — звание Отличника народного просвещения РСФСР. Она ветеран педагогического труда, награждалась многочисленными грамотами и благодарностями за свой труд.

— Вся моя жизнь была посвящена школе и детям, порой о своей семье забывала, — улыбается Валентина Васильевна. — Сейчас дома вышиваю бисером, помогаю сыну со снохой по хозяйству, они со мной живут. А они мне помогают. Многие позавидовать могут, как я живу под старость лет. В этом отношении я очень счастлива. У меня четверо внуков и семь правнуков. Давно пишу стихи. Вышел один сборник стихов самиздатом. Все раздала.

Бывшие ученики не забывают свою учительницу. Как говорит Желонкина, навещают или звонят по поводу и без него. Память об этих встречах хранится на снимках в ее фотоальбомах.

— Моя ученица — директор первой школы Наталия Зиновьева, тогда была Корепанова. Две Лены преподают в государственном университете в Екатеринбурге, Наташа Бекетова — доцент кафедры дизайна в Кировском университете. Со всеми на связи. Потом мои ребята своих детей ко мне приводили. А еще в 29-й учились два моих сына, сноха, две внучки, сейчас в восьмом классе учится правнук.

Как считает Валентина Васильевна, она не была такой уж строгой учительницей. Наоборот, со слов ее учеников, очень доброй.

— Но дисциплина у нас была на уроках, — вспоминает Желонкина. — Конечно, мы порой и смеялись. Но только делу время, а потехе час. Вообще сейчас работа учителя во многом отличается. Мы как-то основное давали, детям было легче, и всё они воспринимали. Хорошо учились. Все 42 года моей работы я как на крыльях летала. Теперь все по-другому. Это не проверка тетрадей, а больше всего разные отчеты. Меньше времени отдается ребенку — больше писанины. Мы ведь на энтузиазме работали при небольшой зарплате. А сейчас даже при относительно хорошей зарплате еще и не все идут работать в школу.
TZAM0664
Вышивка Валентины Желонкиной. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

Валентина Желонкина советует всем тем, кто решил стать учителем, и тем, кто уже работает в школе: надо, прежде всего, любить своих учеников, и тогда все получится. Во-вторых, надо заслужить доверие детей.

— Ученика надо заинтересовать на уроке, — делится опытом Валентина Васильевна. — И подход к детям должен быть дифференцированный. Чтобы дети учились, а учеба дается не всем сразу. Сама сколько слез пролила, чтобы найти подход к ученикам, особенно в школе-интернате… Ой, как тяжело было с теми детьми. Муж говорил: чего плачешь-то, приходи на завод, устрою тебя табельщицей. Не пошла, все сама преодолела и осталась в школе. Это очень интересная работа! Пришел малыш в класс — ни писать, ни читать не умеет. А потом видишь, что у него и почерк похож на твой… Столько положительных эмоций получаешь! И наград никаких не надо. Вижу, что мой труд не пропал зря.

И молодым девушкам, после окончания пединститута, надо думать об этом, считает Валентина Желонкина. Ну а как быть с тем, что дети сегодня стали совсем другими?

— Труднее сейчас даже не с ними, а с родителями, — сказала Валентина Васильевна. — У многих из них пальцы веером. С ними труднее. А как ведут себя с учителями родители, так и ребенок поступает. Они же как губка, все это впитывают. Могут на «ты» к тебе обратиться или еще хуже… Поэтому характер детей надо формировать с начальных классов. Но если нет взаимопонимания учителя с родителями, то большой процент вероятности того, что ребенка мы можем упустить…
TZAM0660
Награды Валентины Желонкиной. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

Стихотворение «Мечта», автор Валентина Желонкина

Ах, как хочется, хочется, хочется

В детстве мне оказаться своем.

И так хочется, хочется, хочется

По дороге бежать босиком.

Вновь купаться ходить всей гурьбою,

У костра посидеть вечерком

И у дома вечерней порою

Целоваться с мальчишкой тайком.

И за партой сидеть снова хочется,

И писать, и читать, и считать.

У доски вновь стоять очень хочется,

Чтоб уроки опять отвечать.

И записки мальчишкам так хочется

Вновь опять озорные писать…

Ах, как хочется, хочется, хочется

В детство мне окунуться опять.

Не придет мое милое детство,

Лишь во сне я увижу его.

Не придет, не придет тот мальчишка,

Потому что уж нету его.

Годы, годы… Так быстро летели,

Я теряла друзей и подруг.

И метели уж все пролетели,

Как-то тихо вдруг стало вокруг.

Не кипят вновь в душе моей страсти,

Комсомольский задор не зовет.

Все болят мои старые кости,

Да и память все чаще сдает.

А так хочется, хочется, хочется

Вновь собраться со всеми, кто есть.

И так хочется, хочется, хочется

Вспомнить все. Все, что было и есть.

Еще по теме

Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное