«Волчиха была просто пятнышком»: как волонтеры тушат огонь под Ревдой, где горит полторы тысячи гектаров леса

Мы провели вместе с ними весь день. Читайте репортаж с передовой тушения.

Четвертый день в Свердловской области, в том числе окрестностях Ревды и Дегтярска, горят леса. Пожар охватил больше тысячи гектаров только в наших краях, а по всей области огонь полыхает на тысячах гектаров, за четверо суток огнем пройдено 77 тысяч га. Пожар унес жизни семи человек в двух ближайших к нам регионах. В эти дни со стихией борются спасатели, росгвардейцы, лесничие, охотники, конечно, авиация. Также наперекор огню вышли добровольцы. Это просто люди, которые не могут спокойно смотреть на беду — они отозвались на призывы властей и, отложив работу и домашние дела, выбрались в лес, чтобы помочь спасателям. На утро 9 мая были активны три точки: Козыриха, Ледянка и Динамитка, к обеду пришел «отбой» по Козырихе. Справились, отстояли.

Татьяна Замятина 7 мая провела с волонтерами целый день и рассказывает, кто, зачем и как борется с огнем в Ревде в эти дни.

TZAM9958
Команда волонтеров, бойцов 65 ПСЧ, Октябрьского лесничества и УГЗ Ревды вечером 7 мая в районе горы Остренькая после тушения. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

7 мая, воскресенье, 11:40

Из частного сектора Ревды меня на машине забирает молодой парень Леша. Он — наш читатель, увидел посты о пожаре в телеграм-канале Ревда-инфо и решил поехать помогать, а заодно захватить с собой еще четверых. Алексей будет тушить огонь впервые, до этого «как-то не приходилось». Мы едем на Козыриху.

На точке сбора, на поляне, нас встречают спикер думы Андрей Мокрецов и глава Ревды Татьяна Клепикова. Объясняют, что волонтеров «забрасывают» к месту тушения, когда оттуда возвращаются внедорожники — больше ничего через Козыриху и Медведково болото не проедет. Ждем и выгружаем из машины пятилитровки с водой и лопаты.

До следующего импровизированного КП добираемся также на машине одного из волонтеров. Здесь около груды канистр с водой (их, наверное, больше полусотни) дежурит пожарный. «Вы идите на дым, вдоль следов трактора, — машет он. — А, и ребятам пакеты с едой возьмите, пожалуйста!»

Что ж, дальше пешком. Идем вчетвером. Дорога в районе Медведкова болота частично разбита в кашу трактором и внедорожниками, приходится балансировать с помощью лопаты и канистры, чтобы не угодить в черную вязкую жижу. На счастье мне удается уехать на квадроцикле с ребятам из SM.Moto (они же ездили со мной два года назад, когда в том районе горела Каменная). Их задача по поручению штаба найти лесничего ревдинского участкового лесничества Ильдара Ахметова и узнать, что требуется на месте.

Проезжаем брошенный уазик, тормозим у трактора. Вокруг — никого. В воздухе — стойкий запах гари. Где-то вдалеке слышен грохот. Это огромный бульдозер, который пригнали с СУМЗа, роет минерализованную полосу вокруг огня, чтобы отрезать от него живой лес. Перед бульдозером в пожарной бойцовке бежит Ильдар Ахметов — показывает дорогу. Мои провожатые докладывают ему: «Штаб передал, что вода есть, слева от Козырихи в направлении к Динамитке дым, возможно, новый очаг». Ильдар Фанзавичевич хмурится, смотрит что-то в служебном навигаторе и созывает народ.

На новость и бутерброды (мою компанию парней кто-то подобрал по пути и привез) из чащи выходят люди. Дарья, мастер Октябрьского лесничества (Кислянка — их территория), раскладывает на траве карту. Решено разделиться и ехать на разведку.

TZAM9748
Группа разведчиков грузится в прицеп трактора. Его поведет Сергей (слева). Он вместе с товарищем Игорем работает тут второй день. Живут рядом, на Металлистов. «Видели, дымило, собрались, на въезде в лес нас попросили воду доставить, загрузились, поехали помогать, — рассказывает Игорь. — Часа два здесь ходили проливали, всех масштабов не увидеть, но вчера жестче было». Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

«Садись, репортер!» — кричит мне из кабины Сергей. Я карабкаюсь в трактор. Через несколько минут пути упираемся в припаркованные «Нивы». Здесь еще одна группа добровольцев. На месте начальник пожарной части Василий Стерхов, прокурор Ревды Григорий Чесноков и пресс-секретарь больницы Ревды, мой коллега Александр Семков, умчавшийся в лес еще утром, уже промокший и уставший. Он уезжает в город вместе с прокурором отдать отснятые материалы в редакцию, пожарные с лесничим уходят обратно в лес, а мы — к огню.

14:30

Нашли новый очаг низового пожара, а заодно и группу Василия Стерхова. Оранжевые ранцы рассредоточились по линии огня. Вглубь леса по обеим сторонам дороги она тянется на десятки метров. Волонтеры разбивают новый лагерь, мы с Сережей и Дашей на тракторе хотим найти конец кромки пожара.

У меня здесь недалеко покос, в аренде, для лошадей держу, — петляя по черному ковру и сшибая сгоревшие деревья, перекрикивает мотор Сергей. Спрашиваю, не боитесь, что до ваших угодий дойдет? — Нет, там далеко еще, потушить успеем, — отвечает он.

С трудом переезжаем по хлипкому мостику через речушку и упираемся в поваленную березу. За ней валит дым. Еле-еле в нем удается разглядеть фигуру бегающего туда-сюда мужчины. Он тоже волонтер. Тушил Кислянку, а потом сюда «дошел по запаху». Мы выливаем несколько канистр в огонь и возвращаемся к транспорту — нужно срочно перебросить сюда добровольцев.

16:00

А в лагерь тем временем из кафе на «Водной» привезли еду и нашего внештатника Настю, которая доставила ее вместе с шеф-поваром Андреем Алексеевым и владельцем «Водной» Олегом Кумышом (кстати, из его глэмпинга в «Романтике» и кондитерского цеха всех тоже эвакуировали с началом пожара).

С самого утра люди по зову сердца поехали тушить, мы решили сделать доброе дело — увезти еду, — рассказывали они Насте. — Кто воду возит, кто людей, все общими усилиями потушим, будем кормить, пока необходимо.

Гречка с курицей от «Водной» под моросящим дождиком кажется вкуснее любой еды, которую готовят в ресторанах. Но есть приходится быстро — надо ехать. Волонтеры карабкаются в прицеп. Оказывается, он вместительный: куб воды, десятки канистр, девятнадцать добровольцев с ранцами и… велосипед? На нем в лес мог уехать только заядлый турист Семен Догадков. Точно! Замечаю его среди ребят.

Приехал я утром, добрался на велосипеде до бульдозера, а потом в прицеп закинул — ходить же надо, — говорит Семен. — Здесь нужно не двадцать волонтеров, а тысячу. Только потушишь, и опять загорается. Хорошо бы дождик полил, большой.

Но дождик только моросит. Холодает. С новому очагу едем уже на трех машинах. Меня везет волонтер Андрей Черезов из сообщества «Дорожная взаимопомощь». Он пожары до этой весны не тушил (во время тушения Волчихи в 2021-м возил добровольцам воду), вообще — заядлый рыбак, а еще недавно единолично навел порядок на Темной речке. Приехал сегодня, как и все, по единственной причине — надо помогать.

17:00

В следующие два часа наша большая компания разбредается по периметру пожара (то ли у горы Остренькой, то ли у безымянной). Кое-где то и дело вспыхивает, но в основном — уже тлеет. Мужчины валят вековую ель — чтобы огонь не дошел до самой макушки и пожар не стал верховым, иначе беда.

Много выгорело, — вздыхает мастер Октябрьского лесничества Дарья. — Не помню точных цифр по Волчихе (больше 300 га лесфонда, против 1500 га только в Ревде, — РИ), но она, по сравнению с тем, что здесь, просто пятнышко. Природе теперь восстанавливаться года три-четыре. Но сначала пролить все надо до конца, а потом сгоревший лес чистить.

Дарья вспоминает: за тринадцать лет ее работы последние три года лес на Кислянке часто горит. Специалист уверена: это человеческий фактор, потому что место доступное и из Ревды, и из Дегтярска, если есть хороший автомобиль. А туристы мусорят, жгут костры…

19:15

Решаем выдвигаться в город —  путь неблизкий, скоро начнет темнеть. Уже в сумерках выезжаем на нужную дорогу. По пути мужчинам несколько раз приходится выпрыгивать из прицепа — сначала выталкивать застрявшую в грязи старенькую «шишигу»-автоцистерну Авиалесоохраны, а потом и наш автомобиль. Через ямы размером с колесо трактора, грязь и кочки мы все же выезжаем на КП к пожарной машине.

Да-а, никогда не думала, что буду так проводить выходные, — говорит моя попутчица Настя, глядя на свои кроссовки. Утром они были бежевые, а теперь — черные, под цвет джинсов и толстовки девушки. Насте восемнадцать, она студентка. приехала за компанию с братом и за день сильно устала и замерзла.

Девушка рядом с Настей выглядит бодрее и экипирована лучше — в походный теплый костюм, но говорит так же медленно и устало. Ее зовут Наташа, живет неподалеку и в лес ходит за черникой, но обычно с семьей. На тушение собралась быстро, увидев пост у нас в соцсетях.

Маме сказала, мол, в лесу нужны люди, она поняла, что меня не отговорить, отпустила, — улыбается Наташа. — Тушить несложно, я легкой атлетикой занималась в школе, бегать привычно.

Незаметно мы оказываемся на штабной поляне у лагерей. Здесь все еще дежурят Татьяна Клепикова и Андрей Мокрецов — переписывают всех, кто вернулся, пофамильно. Это важно на случай, если кто-то заблудится и не выйдет: по подсчетам Мокрецова, из леса должны выйти больше 50 волонтеров. Почти все на месте. На следующий день большая часть из них снова вернется в лес — тушить Козыриху дальше. А вместе с ней — Динамитку и Кислянку. И новый очаг на Ледянке, который обнаружат утром 8 мая.

А мы продолжаем следить за ситуацией.

Еще по теме

Обсудите эту публикацию в Ревда-инфо.ру во ВКонтакте прямо сейчас: мы ее уже опубликовали!

Популярное