Дума Ревды, скорее всего, уже 25 октября одобрит присоединение к Екатеринбургской агломерации

Рассказываем, какие плюсы видит мэрия в объединении городов: и есть ли они на самом деле.

И вновь, уже второй раз, на заседании депутатской комиссии по местному самоуправлению (МСУ) обсуждали вопрос вступления Ревды в состав «Екатеринбургской городской агломерации», иначе — присоединения к «Большому Екатеринбургу». На этот раз на встречу пригласили представителей мэрии, чтобы они досконально разъяснили оппозиционным депутатам, блокировавшим этот вопрос в сентябре, в чем польза этого объединения. И вопрос удалось принять: его включили в повестку общего заседания думы, которое пройдет 25 октября. Пересказываем и вам, в чем же, по мнению чиновников, плюсы этого проекта.

комиссия МСУ
Единороссы голосуют за вынесение вопроса на заседание думы. Оппозиция — против. Фото// Юрий Шаров, Ревда-инфо

В сентябре, когда комиссия по МСУ впервые обсуждала этот вопрос, — а без одобрения комиссии на думу вопрос не вынесут, таков регламент — никто из оппозиции не стал голосовать «за», а «Единой России» не хватило одного голоса, чтобы победить. На этот раз 16 октября на заседание явился вице-спикер Максим Лапушкин (он еще не единоросс, но голосует, как большинство). И девять голосов удалось набрать. Вопрос включили в повестку грядущего заседания. И нет сомнений, что вновь простым большинством голосов дума одобрит вступление Ревды в Агломерацию.

Депутат от КПРФ Сергей Воронов: «Вход в агломерацию — пустая трата денег»

Что не нравится оппозиции? Об этом ее представители уже высказывались. Депутаты от КПРФ считают, что новый орган — Ассоциация по управлению Агломерацией — будет решать разные вопросы не в пользу нашего города, а земли, сдаваемые «как горячие пирожки» под ТЦ и продаваемые под ИЖС, будут еще быстрее продаваться с молотка. Ну а что касается грандиозной идеи строительства наземного метро — это столь же утопично, сколько масштабно.

В Агломерации — сплошные плюсы: версия мэрии

Переубедить оппозицию попыталась начальник Управления стратегического планирования, экономики и потребительского рынка мэрии Светлана Шмелева. Вот ее речь тезисно, для простоты понимания:

  • Без вступления в Агломерацию Ревда может недополучить федеральной и региональной поддержки (иначе: денег) в разных сферах: ведь некоторые документы можно согласовать только на высоком уровне.
  • Уже десять муниципалитетов из четырнадцати приняли решение о вступлении в Агломерацию. Ревда — в числе «отстающих» (так и сказала).
  • Все муниципалитеты сохранят границы своих территорий, а местное самоуправление — свои полномочия. Никакого прямого объединения с Екатеринбургом не будет.
  • Будут строить дороги между городами (прежде всего между Ревдой и Первоуральском) и еще — «наземное метро». Официально его называют сложно: «транспортный каркас на базе существующей железнодорожной инфраструктуры, единых агломерационных тарифов, модернизация подвижного состава и интеграция с существующими сегодня транспортными схемами». Если попроще, появятся дополнительные ветки, которые поведут в том числе к Ревде. И из Ревды по единому кольцу и без пересадок можно будет доехать до городов, которые вошли в Агломерацию: Сысерть, Верхняя Пышма, Березовский, Арамиль, Среднеуральск, Первоуральск, Екатеринбург.
  • Еще одни проект — строительство туристического кластера (этим современным словом обозначают комплекс баз отдыха, санаториев, мест развлечения) на реке Чусовой на территориях пяти муниципалитетов.

Шмелева заверила: никаких минусов, одни плюсы — Ревда будет развиваться, жизнь горожан станет удобнее и комфортнее, появятся новые рабочие места. Вступительный взнос при входе в Агломерацию всего 10 тысяч рублей, ежегодный взнос — 160 тысяч рублей.

Депутат от КПРФ Сергей Воронов поинтересовался, почему нельзя реализовывать проекты без вступления в Агломерацию?

— Это достаточно крупные проекты, — ответила Светлана Шмелева. — Они требуют дополнительных согласований, координации работы. Наверное, все-так мудро, что у нас будет новое юридическое лицо (Ассоциация), которое станет работать с правительством, с тем же РЖД, например. Не буду же я бегать, мне своей работы хватает! Когда главы подписывали соглашение о создании Агломерации в ноябре 2020 года, как раз ощутили, что нам не хватает того, кто бы занимался более крупными вопросами.

Ее поддержал председатель думы Андрей Мокрецов. Он удивился, что оппозиция против (я, мол, не понимаю, почему).

Нам предлагается вариант развития территории, которая будет учитывать интересы восьми городов-спутников Екатеринбурга. Минусов не вижу в этой истории.Андрей Мокрецов, председатель думы Ревды

Оппозиция справедливо поинтересовалась, когда же все эти блага снизойдут на Ревду. Когда, например, построят наземное метро?

— Это, конечно, не на ближайшее время, — ответила Светлана Шмелева. — Конечно же, есть сроки — 2030-й, 2034 год… Это же крупные проекты с крупными финансовыми вложениями.

Депутат от КПРФ Андрей Беляев заявил: мол, Ассоциация по управлению Агломерацией — это очередной гигантский штат чиновников. Которым нужна зарплата.

— Получается, только для раздувания штата чиновников, — заявил Андрей Беляев. — А в целом, у вас — только бизнес, ничего личного; а у нас — личная ответственность и защита интересов наших избирателей! Вся эта история — очередная форма удобного существования на перспективу, позволяющая получать, что нужно. Только кому? А стратегические планы можно писать бесконечно и про агломерацию, и про то, как город Ревда станет городом светлого капиталистического будущего и так далее. Ответственности за эти слова никто нести не собирается. Мы вступим, будем платить ежегодные взносы, и все на этом закончится.

— Это ваше умозаключение, с которым я лично не согласна, — прервала его Светлана Шмелева.

«Вступление в «Большой Екатеринбург» — это крайне преждевременно»

Депутат от «Справедливой России» Юрий Оносов вернулся к теме капитального ремонта старой автодороги Ревда — Первоуральск.

— Мы здесь путаем мухи и котлеты, — образно начал Юрий Викторович. — Есть проект капремонта, софинансированный Ревдой и Первоуральском, по которому уже принято решение о выделении 160 миллионов рублей. При чем здесь агломерация? Это обсуждалось на бюджетной комиссии.

— Я общалась с Министерством финансов, (такое) решение еще не принято, — заявила Светлана Шмелева. — Я тоже была на бюджетной комиссии. Конкретно, внятно и четко никто не сказал. Было только ходатайство руководителей муниципальных образований. Но четко никто не ответил. И сегодня еще неизвестно.

Очевидно, что острый и насущный вопрос старой дороги нуждается в дополнительном обсуждении. Но именно его мэрия сделала ключевым аргументом в споре вокруг вступления в Агломерацию. Правда ли, что новая структура поможет получить деньги на этот проект? Посмотрим.

История вопроса

  • Проект «Большого Екатеринбурга» разработали больше десяти лет назад еще при Аркадии Чернецком, на тот момент главе столицы Среднего Урала. Тогда идея была более жесткой: полное (в том числе административное) объединение города с его спутниками, которое сделало бы Екатеринбург больше по размерам, с более насыщенным бюджетом. Но ничего не вышло: города-спутники отказались делиться территориями, деньгами и расставаться с самостоятельностью.
  • В середине 2010-х в администрации Екатеринбурга работал замглавы по вопросам стратегического планирования Александр Высокинский. Он вновь поднял тему объединения Екатеринбурга с Верхней Пышмой, Березовским и Арамилью. Был разработан новый проект — более мягкий, под названием «Екатеринбургская городская агломерация». В его рамках планируется объединить уральскую столицу и города-спутники (20 муниципалитетов к 2040 году). По плану у городов должна появиться общая инфраструктура, в том числе социальная и транспортная. В частности, в 2016 году шла речь о возможном переносе для этого Северного автовокзала в другую часть Екатеринбурга — для удобства жителей городов, вошедших в проект Екатеринбургской агломерации (что так и не было реализовано).
  • Аркадий Чернецкий, автор «Большого Екатеринбурга», еще в 2017 году раскритиковал идею Высокинского: «Я плохо верю в агломерацию как в добровольное объединение субъектов. Это все равно что сравнивать Советский Союз и СНГ. СССР — он работал, а СНГ встречается на уровне руководителей. Какой-то эффект от этого, наверное, есть, но не совсем тот, на какой мы рассчитывали. Реально действующих примеров в России нет. Я был и остаюсь сторонником единого муниципального образования», — сказал он.
  • В ноябре 2020 года главы 14-ти муниципалитетов Свердловской области подписали соглашение о взаимодействии с целью развития Агломерации: Екатеринбург, Ревда, Березовский, Заречный, Белоярский, Арамиль, Сысерть, Полевской, Дегтярск, Первоуральск, Верхнее Дуброво, Верхняя Пышма и Среднеуральск.
  • В июле 2021 года главы подписали перечень проектов развития Агломерации в разных сферах. Один из проектов — строительство автомобильной дороги Ревда — Первоуральск.
  • Летом 2022 года на международной выставке ИННОПРОМ в Екатеринбурге был представлен проект городской электрички — «наземного метро», которая должна объединить Арамиль, Сысерть, Березовский, Среднеуральск, Верхнюю Пышму, Первоуральск, Ревду и Екатеринбург.
  • В июне 2023 года была создана Ассоциация Агломерации. Это центр управления развитием Агломерации, без вмешательства в работу муниципалитетов, но он будет представлять интересы всех городов одновременно на правительственном уровне.
Обсудите эту публикацию в Ревда-инфо.ру во ВКонтакте прямо сейчас: мы ее уже опубликовали!

Популярное