Администрация Ревды ищет подрядчика, который будет обслуживать городские автобусные маршруты. За «выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории городского округа Ревда», с 1 января 2024 года по 1 апреля 2025 года предлагается 8 миллионов 748 тысяч рублей из муниципального бюджета. Плюсом подрядчику пойдет плата за проезд пассажиров и провоз багажа в автобусах. Речь идет о десяти маршрутах — восемь из них по городу, плюс Ревда — Краснояр и сезонный Ревда — Гусевка. Традиционный ревдинский перевозчик — «Пассажирская автоколонна» — впервые за всю свою историю не будет предлагать городу свои услуги.
Как было раньше?
В этом году, по контракту с мэрией, заключенному в конце 2022 года, возила пассажиров по всем этим маршрутам «Пассажирская автоколонна», за исключением №№1, 3 и 8 — на них заключены контракты с ИП Сергеем Зиятдиновым. Надо отметить, что суммы контрактов на пассажирские перевозки были копеечными (ну то есть тысячными): от 3000 рублей до 27000 рублей (самые дорогие — «тройка» и «семерка»), чисто символически. Предполагалось, что перевозчики зарабатывают на пассажирах (о доходах с билетов, кстати, нужно было отчитываться ежемесячно). При этом «Пассажирской автоколонне» ежегодно давали субсидию за работу на социально значимых маршрутах (в 2023 году — 15,2 млн рублей). Теперь, как видим, городская власть решила поменять саму систему.
Что в новом контракте?
Итак, читаем контракт.
Главное требование к подрядчику — наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами и, разумеется, необходимый автопарк. Причем, как записано в контракте, он обязан «подтвердить наличие транспортных средств, необходимых для выполнения предусмотренных контрактом работ, не позднее, чем за пять рабочих дней до дня начала их выполнения».
Что должен делать подрядчик автобусного сообщения Ревды?
Выполнить эти работы в установленные заказчиком сроки, в установленных заказчиком объемах (смотри техническое задание) и с надлежащим качеством. Своевременно реагировать на жалобы пассажиров (причем неважно, куда они жалуются — руководству транспортной компании или в мэрию). Каждый автобус должен «наездить» определенное количество километров по своему маршруту. Например, «единица» — 95718 км (5267,5 часа), «семерка» — 172329 км (8447,5 часа).
Применяют тарифы, принятые Региональной энергетической комиссией Свердловской области. Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в одностороннем порядке — если вторая сторона существенно нарушила свои обязательства. Заказчик вправе провести экспертизу выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как работала Автоколонна?
Впервые с «Пассажирской автоколонной» был заключен контракт в 2021 году — с 1 июля до 1 января 2022 года, на тот момент уже по всей области пассажирских перевозчиков выбирали на конкурсной основе. А от своего самого прибыльного маршрута (по словам прежнего директора, ныне председателя Совета директоров ЗАО «Пассажирская автоколонна» Владимира Аристова) — №151 «Ревда — Екатеринбург» — компания отказалась еще в 2020-м, даже не стала участвовать в аукционе на подрядчика: не устроили условия и цена. С того момента маршрут обслуживает ООО «Континент» — транспортная компания из Екатеринбурга, которая возит не только пассажиров, но и грузы, и не только в Свердловской области. И конкурентов на конкурсе у «Континента» не наблюдалось.
А почему ушла с рынка?
Причинами отказа «Пассажирской автоколонны» от транспортного обслуживания родной Ревды руководство называет нехватку кадров и сложную финансовую ситуацию. По действующим тарифам, не удается ни поднять зарплату (летом водителям автобусов ПА предлагала от 35 до 60 тысяч рублей, кондукторам — до 35 тысяч рублей), ни обновлять старый автопарк — это вообще не заложено в тарифе, как уверяют бывшие директора ПА Владимир Аристов и Олег Клочков, ныне замглавы администрации Ревды.
- Кстати, до февраля будущего года свердловским муниципалитетам раздадут 330 новых автобусов для пассажирских перевозок, на это из облбюджета выделят 1,5 млрд рублей. Но, увы, Ревды в списке счастливчиков, кто их получит, нет.
Ну и самое главное — критически подорожало топливо. По расчетам автоколонны, билет на автобус в Ревде должен стоить 34 рубля (с 15 октября стоит 25 рублей, подорожал на рубль). Разницу между затратами и доходами предприятию компенсировать некому.
Непонятно, что будет с коллективом и автобусным парком автоколонны. И с автостанцией, которая находится в собственности компании. Впрочем, Владимир Аристов говорит лишь о приостановке деятельности.
Сергей Зиятдинов заявлял, что будет участвовать в конкурсе, если «техзадание будет в таком же виде», как нынче. «Вид» оказался другой. Но ведь не исключается и субподряд. По словам Зиятдинова, «есть перевозчик, который заинтересован зайти сюда на рынок».
Заявки на конкурс принимают до 23 ноября, итоги подведут 24 ноября. Выиграет тот, кто сильнее конкурентов понизит цену. Остается надеяться, что претенденты найдутся.
Как определена цена услуги?
По специальной формуле, где берется установленный контрактом пробег транспортных средств, цена 1 км пробега транспортных средств такого класса, срок оказания услуг. При этом контрактом предусматривается плата только за фактический пробег используемых на маршрутах автобусов.
Еще по теме
- «Пассажирская автоколонна» с января прекращает перевозки по маршрутам в Ревде.
- Ревда не получила новые автобусы от областного правительства.
- ГИБДД: у каждого третьего автобуса в Ревде и Дегтярске — технические неисправности.