В Ревде компания «Уют» продала долги жильцов коллекторам. Законно ли это?

Как управляющие компании борются с должниками и почему ничего нельзя сделать с некоторыми из них.

Примерно на четверть вырос с сентября прошлого года по сентябрь нынешнего просроченный долг управляющих компаний перед «Теплоснабжающей компанией» (сейчас работает ее преемник, «ЕТК», концессионер, и он же взял долги). Сумма — 242,7 млн рублей. Долг самой ТСК перед поставщиками энергоресурсов (воды, электричества, газа для котельных) на середину сентября был 135,5 млн рублей. В управляющих компаниях не скрывают: долг копится, потому что люди не платят.

Май 2015 года. Коллекторы испортили стену в подъезде. Такие действия позже были признаны незаконными. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

24-летняя ревдинка, назовем ее Юлия, копит долг за коммуналку. Семья благополучная, живет в трехкомнатной квартире с мужем и двумя детьми. Кроме них в квартире прописаны еще два человека, которых выписать нельзя, а денег они не дают. Доход супругов не превышает 40 тысяч рублей, они оплачивают детсад, секции для детей, покупают еду, одежду. Денег почти не остается.

— Каждый месяц у нас начинаются споры о том, почему никто не желает платить. А поскольку у нас трехкомнатная, начисляется очень значимая сумма, хоть и счетчики стоят. А про общедомовой счетчик я вообще молчу, который по отоплению. Как без него было, приходило много по квитанции, так и с ним. Разницы никакой.

Реклама. Нажмите, чтобы перейти на сайт.

Юлия говорит, что санкций от управляющих компаний боится (что выключат воду, перекроют канализацию, отключат свет). Поэтому старается платить по три тысячи каждый месяц. Но счета, особенно зимой, приходят на 10-12 тысяч, и долг растет.

— Как только пишут, что квартплату опять подняли, даже, знаете, неудивительно становится. Как-то у нас уже был долг за квартиру, причем очень большой, получилось так, что мы с мужем смогли его оплатить, был долг и за электроэнергию, и за капремонт, и за коммуналку. Но ничего! К нам не пришли, обратно не подключили домофон и кабельное, хотя раза два заявление подавали, а за капремонт мы внесли 70 тысяч рублей. На эти деньги можно было сделать межпанельные швы у своей квартиры (которые все разваливаются), от которых полезет плесень по квартире (а в квартире дети). Сами управляющие компании отбивают все желание платить, потому что платишь, платишь — и ничего не меняется.

Мэрия Ревды часто обращается на своем сайте к жителям: просит не копить долги и платить, но эффект от таких воззваний все-таки слабый. В среднем за типовую «трешку» в Ревде выходит около шести тысяч рублей, это без учета дополнений вроде телевидения и интернета. Для некоторых сумма неподъемная.

Дебиторская и кредиторская задолженность поставщика тепла и горячей воды — тема, которую контролирует лично первый замглавы администрации Ревды Александр Краев. Каждую неделю он проводит совещания с представителями прокуратуры, судебными приставами и коммунальщиками. На людей подают в суд (45 исков и 91 заявление о выдаче судебных постановлений, всего на сумму 169,3 млн рублей).


Алик Гусейнов, директор компании «Комбытсервис». Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Сами управляющие компании выделяют категории неплательщиков. Об этом нам три года назад рассказывал директор ООО «УК Комбытсервис» Алик Гусейнов.

— Часть из них — пенсионеры (в связи с кризисом, а также введением оплаты за капремонт им трудно платить по счетам), часть — собственники, сдающие жилье в аренду: прописано в квартире ноль, проживают пятеро-шестеро. Их мы ищем совместно с отделением УФМС и участковыми полиции. А есть люди с достатком, которые имеют возможность платить, но не хотят этого делать. Ну а маргиналы — это очень небольшой процент, по нашему жилфонду — квартир пять, не больше.

Некоторые люди, получив уведомление о долге, приходят в офисы своих компаний и просят о реструктуризации — им идут навстречу, если видят, что человек готов решать проблему. Первый замглавы Александр Краев сообщает, что это обычно льготники и те, кто получает субсидию на оплату услуг ЖКХ (если есть долг, ее не платят). На сегодня это всего 32 человека, что в сравнении с количеством должников (сотни у каждой УК) — капля в море.

Если после уведомлений ничего не происходит, управляющие компании и поставщики ресурсов идут на непопулярные меры: одним ограничивают доступ к услугам (перекрывают канализацию, например, как делает «Комбытсервис»), отключают свет. А «Уют» (преемник обанкротившейся «ЖСК») продал долг коллекторскому агентству.

Интересно, что так ревдинские коммунальные службы поступают уже давно: еще десять лет назад «ЖСК» передала долги коллекторам. Тогда это был прецедент, и об этом много писали. Совокупный долг 309 человек тогда составлял 3,3 млн рублей. На тот момент работавшая начальником юридического отдела ООО «ЖСК» Ольга Горбунова объяснила:

— К сожалению, своими силами мы не успеваем охватить всех должников. Именно поэтому было решено заключить договор о взыскании задолженности с коллекторским агентством.

В августе сайт Ревда-новости опубликовал список домов, которые накопили наибольшие долги (их обслуживает «Уют»). Десять домов, которые перечислили журналисты, имеют долг в среднем по 1,2 млн рублей. И это — долги двух-трех квартир.

Сейчас, по словам директора «Уюта» Светланы Хуртовой, коллекторы привлечены к выбиванию долгов с самого начала работы управляющей организации в прошлом году.

— Первые несколько месяцев особенно дела шли хорошо, — говорит Хуртова. — Работа коллекторов повлияла на должников. Нам же перешли все долги обанкротившейся ЖСК. Принимать жесткие меры надо, иначе управляющие компании тоже будут страдать. Но ведь с большинства должников и взять нечего…

Осень 2015 года. Работник «Комбытсервиса» показывает, как ставят заглушку на канализацию. Один сегмент штанги — 0,5 м. «Комбытсервис» купил установку в комплектации, позволяющей в восьмиэтажке с чердака достать до подвала. Для этого потребуется смонтировать вместе не меньше 40 отрезков штанги. Фото// Валентина Пермякова, Ревда-инфо.ру

И это — серьезная проблема, так называемые мертвые долги. Такой человек не имеет ничего в собственности: бытовой техники, автомобиля, счетов и так далее. Только жилье. Однако по действующему законодательству отбирать недвижимость за коммунальные долги нельзя. Возможно переселение, но — только из жилья, которое люди занимают по договорам социального найма, то есть из муниципальных квартир. Такие случаи в Ревде были. Однако в городе нет маневренного фонда (квартир, в которые можно переселять).

— Задолженность некоторых лиц перевалила за полмиллиона, есть основания для его выселения — де-юре, но де-факто это невозможно, — говорил три года назад директор «Комбытсервиса» Алик Гусейнов.

Независимый юрист Алексей Чижов поясняет: сам факт привлечения коллекторов к взысканию долгов в этой сфере не противоречит закону. Однако, подчеркивает он, для коллекторов в работе с должниками установлены запреты:

  • на применение к должнику физической силы;
  • на повреждение имущества;
  • на применение опасных методов;
  • на оказание психологических методов воздействия (оскорбления, публичные порицания должника);
  • на введение должника в заблуждение, иные варианты злоупотребления правом;
  • на раскрытие информации о должнике третьим лицам.

— Законом о коллекторах даже угрозы совершения таких действий считаются равнозначными самим действиям и также запрещены, — подчеркивает юрист.

В июле этого года «Комбытсервис» вывесил на домах списки должников, очевидно, отчаявшись найти на них управу.

В объявлениях сказано, что управляющая компания уже обратилась к судебным приставам с просьбой не выпускать должников за границу, и заявления по каждой из квартир уже рассматривают. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Юристы сочли такие действия нарушением законодательства, и эти объявления могут стать поводом для судебного иска к управляющей компании со стороны жителей: номер квартиры — это тоже персональные данные, которые охраняются законом. А вот замдиректора «Комбытсервиса» Андрей Соколов подчеркнул, что такой способ мотивации должников в компании используется давно, и он достаточно эффективен. Нарушения в нем закона о персональных данных коммунальщики не видят.

Совет юриста: как общаться с коллекторами

Что же делать, чтобы избежать опасного давления со стороны коллекторов, и как легально разрешить ситуацию?

— Заниматься взысканием просроченной задолженности вправе юридическое лицо, включенное в государственный реестр, — советует Алексей Чижов. — Пока реестр находится в разработке и его форма не утверждена, проверьте устав потенциального партнера. Профессионально взыскивать долги может организация, в учредительных документах которой указан Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД): 82.91 (взыскание платежей по счетам и пересылка собранных платежей клиентам, включая услуги по взысканию долгов) или 69.10 (деятельность в области права). Закон о коллекторах запрещает привлекать одновременно два и более коллекторских агентства. Это вытекает из ч. 10 ст. 7 указанного закона. Гражданин не обязан общаться с коллекторами. У коллекторов нет никаких прав на совершение принудительных действий. Это могут только судебные приставы-исполнители.

По словам директора управляющей организации «Наш дом» Алексея Сохраннова, для его компании самая действенная мера — это отключение услуг. Тогда собственники жилья или наниматели объявляются, идут на контакт и заключают соглашение о постепенном погашении задолженности.

— Примерно половина из обратившихся соблюдает соглашение и постепенно выплачивает задолженность, — утверждает Алексей Владимирович. — Другая половина после одного-трех платежей вновь «теряется» и снова начинает копить задолженность. Есть часть должников, на которых отключение коммунальных услуг не воздействует. Так как, обладая знаниями, можно самостоятельно или при помощи третьего лица подключить и электричество, и водоотведение.

Как подчеркнул Сохраннов, такое самостоятельное подключение — административное правонарушение, но правоохранительные органы не находят его состава. Более того, у них есть случай, когда контролирующие органы привлекли «Наш дом» к ответственности за подобное ограничение электроснабжения должнику, и только суды двух инстанций подтвердили правоту управляющей компании.

— Похоже, государство, несмотря на все заявления об огромных задолженностях в коммунальной сфере, само не заинтересовано в разрешении этого вопроса, — вздыхает Сохраннов.
60-летний Владимир Кобылин за долги был отключен от канализации и вылил отходы в окно. Пришедшим журналистам и соседям он пообещал, что так делать больше не будет. Выносить помои на улицу он не мог: болели ноги. Фото Владимира Коцюбы-Белых, Ревда-инфо.ру

Отключения услуг имеют и обратный эффект: это приводит к конфликтам в домах. Так, осенью 2015 года в редакцию пожаловались жители дома №41 на улице Спортивной: один из жильцов, которому управляющая компания «Комбытсервис» за долги поставила заглушку на унитаз, вылил мочу и фекалии с балкона, нечистоты попали на стекла балкона соседки снизу.

Авторы: Юрий Шаров, Валентина Пермякова

Обсудите эту публикацию в Ревда-инфо.ру во ВКонтакте прямо сейчас: мы ее уже опубликовали!

Популярное