В формате сердца: в Ревде сегодня выступит бард Анатолий Шенберг

Почему блестящий вокалист, лауреат «Сочи-89» и «Ялты-91», ушел с эстрады в авторскую песню, он рассказал порталу Ревда-инфо.ру. А еще спел специально для читателей. Смотрите видео!

Анатолий Шенберг, лауреат фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина (знаменитой «Грушинки»), исполнитель партии Христа в легендарном мюзикле «Иисус Христос суперзвезда» санкт-петербургской Рок-оперы, выступит в Ревде сегодня, 15 февраля. В этот раз на Урале у одного из наиболее ярких «людей с гитарой» современности всего два концерта — второй 16 февраля в Екатеринбурге.

Анатолия Шенберга Ревда знает не только по «аудио», он приезжал к нам неоднократно, и именно с Ревдой связаны его «первые шаги» на сцене как автора-исполнителя. Об этом времени, о знакомстве с уральской публикой Шенберг вспоминает с большой теплотой: «Как-то сразу почувствовал, что в зале свои, наши!» А сейчас, говорит, ему здесь поется «как дома».

Об Анатолии Шенберге

Анатолий Шенберг родился в Ленинграде 16 января 1964 года. Окончил Ленинградское музыкальное училище им. Мусоргского по классу вокала, Санкт-Петербургский инженерно-экономический университет. Был солистом музыкальных коллективов Ленконцерта, Ленинградского, а ныне – Санкт-Петербургского государственного театра «Рок-опера», созданного на базе легендарного ВИА «Поющие гитары». Исполнял партию Христа в рок-опере Э.Л. Уэбера “Jesus Christ Super Star”, которую считает своей самой большой творческой удачей.

В начале 90-х, уйдя из театра, переехал в Москву, начал писать песни. Сейчас живет в Нижнем Новгороде, много ездит по стране.

На концерте автор познакомит ревдинцев со своим новым музыкальным проектом «Звонарь», над которым долго работал и который коллеги по перу, кто помогал в его создании или просто успел послушать, называют «грандиозным». Этот проект, по словам Анатолия, имеет к Уралу самую непосредственную привязку.

— После общения с Уралом и уральцами родилось несколько песен, и у меня начался целый новый этап в творчестве. Был найден вектор, как я это называю, куда двигаться. Да, спотыкаться, вправо, влево идти, но идти в эту сторону. 
Анатолий Шенберг о своем творчестве
— Мне нравится любая музыка, если она мелодически красива, гармонически интересна и обладает положительной энергетикой. Это в полной мере можно отнести и к авторской (бардовской) песне — к жанру, где главенствует поэзия, где в стихе уже заложены ритм, пульс и даже характер мелодии… 
— Мои песни — это моя жизнь. Отражение с точностью до зеркального. Это — то, как я дышу, чувствую, принимаю или не принимаю этот мир. И, если говорить о форматах, то единственно правильным, истинным форматом считаю «формат сердца»…

На 80% программа концерта составлена из песен проекта (интересно, что многие из них представлены не только в разных аранжировках, но и в разном исполнении: соло, дуэт). Хотя наверняка гость не откажет своим друзьям из зала, если попросят исполнить что-нибудь «из старого», полюбившегося. Концерт в Центре дополнительного образования (Чайковского, 27) начнется в 19 часов. О билетах можно узнать по телефонам: 5-00-21, 8 (992) 023-28-04. А можно купить их прямо там.


Анатолий Шенберг: «Бывает, что словно кто-то диктует тебе песню»

— У меня все-таки не совсем бардовская песня. Эклектика. Тем не менее, я отдаю должное жанру, он меня сделал во многом. Песня — для чего она? Чтобы понять эту жизнь, принять, ощутить полезность. Это не развлекательный жанр, она требует работы мысли, сердца и души, как от автора, так и от слушателя. Иначе не получится разговора. Ведь концерт — это не монолог, это диалог. Всегда так было. Несмотря на то, что бард-рок, бард-джаз, бард-фолк, бард-этно, главным остается именно диалог, трепетное, выверенное отношение к слову, к стиху.

DSC04137
Анатолий Шенберг. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

— Главные темы всегда были одни и те же. Но язык, на котором ты разговариваешь с аудиторией и аудитория разговаривает с тобой, — он меняется. Меняется форма. Время требует новых форм. И я их ищу для общения с современной аудиторией. Современная аудитория — это не значит, что она молодая, разного возраста люди приходят на концерты. Но все равно мы в чем-то другие. Потому что другая страна. И нужен другой язык. Образно говоря, другие шурупы, которые ты закручиваешь. И после Урала я нашел какое-то решение для себя, хотя бы на данном этапе. Может быть, я еще не совсем понимаю, что надо, но, во всяком случае, как мне кажется, я понимаю, чего не надо делать больше, культивировать какие-то прошлые вещи.

— Все движется по спирали. Мы возвращаемся к тем же ценностям, но с других позиций, с другим опытом. Ритм другой, аккорд, риф, квартово-квинтовый круг — все меняется. 15, 20, 30 лет назад были проще аккорды, общение, более доходчивая музыка. Этого требовало время. И это осталось. Но сейчас все усложнилось. И музыка тоже. Прежде всего изменилось ощущение пространства — по взаимоотношениям людей между собой и ощущениям их в современном мире. 

— На эстраде ты вынужден заниматься не совсем тем, что тебе хочется. И даже я частицу «не» поставил бы после слова «совсем»: совсем не. Ты вынужден соответствовать жанру, идти в рамках жанра, задавливая в себе какие-то вещи, которые — ты бы хотел — чтобы люди слышали, которые тебя волнуют. Траекторию тебе задает продюсер, публика, жанр, опять-таки. А в авторской песне я имею возможность делать все, что я хочу. Что, как мне кажется, будет интересно и слушателю, зрителю. Я свободен в выборе средств, тем и так далее.

— Как пишутся песни? Не знаю. Можно смотреть в окно на снег, можно ехать в поезде. Может быть сначала идея. Одну из своих песен, «Звонарь», я писал 16 лет. Целая жизнь. Несколько текстов не подошли, чувствуешь, что что-то не так. Наконец вроде сложилось, но после того, как Аркадий Анисимов, мой замечательный друг, прислал мне аранжировку, как может прозвучать эта песня, я понял, что и этот текст не годится, и пришлось опять искать, писать. Бессонные переезды, а потом в поездке по Белоруссии стали рождаться строчки. Есть песни, военные, которые словно кто-то диктует тебе, берешь листок бумаги и пишешь, остается только чуть-чуть отрихтовать. Есть стихи других авторов, которые читаешь и понимаешь, да, это твое. Первый закон — это отсутствие законов. Бывает, сначала поймаешь музыку, потом стихи, бывает — только едва уловимая ассоциация, или сначала стихи. Так писалась «Тики-так» — я просто складывал строчки, а потом взял гитару, и они легли сами собой. Бывает, напишешь мелодию, она тебе нравится, ты кайфуешь, а потом вымучиваешь из себя слова…

— Нужны впечатления. Встречи, общение, картинки, мыслеобразы. Поэтому без людей нет песен.

Еще по теме

  • В Ревде прошла третья «Битва хоров». С победителем согласны не все.
  • Металлурги перепели всех на «Стиле-УГМК».
  • Проект «Вершины Урала» завершили большим концертом. Конкурс выиграли Вадим Жуков и «Юла».

Смотрите на канале Ревда-инфо актуальные видео о жизни в Ревде, горожанах, событиях, которые их волнуют.

Популярное