Как в Ревде в 1991 году мог появиться памятник углежогам

И почему скульптура, стоящая на кладбище, имеет к бунту 1841 года лишь косвенное отношение. Наша история от Юрия Шарова.

2020-10-17, 11:00 Истории 969

Недавно ветеран труда Сергей Калашников предложил установить на пустом постаменте в Ленинском сквере, рядом с санаторием-профилакторием «Родничок», памятник углежогам. Его поддержал лидер свердловских коммунистов Александр Ивачев. Аргументы: пустой постамент — некрасиво, в апреле 2021 года исполнится 180 лет со дня бунта ревдинских мастеровых, да и место, на котором все происходило, совсем рядом. Речь идет вовсе не о памятнике на городском мемориале Воинской славы, который… имеет совсем иную историю. Но мы выяснили, что совершенно другой памятник около санатория-профилактория «Родничок» мог появиться еще в 1991 году — к 150-летию восстания ревдинских углежогов, боровшихся за трудовые права. Но не появился, и вот почему.

Ревдинский памятник «Героям, павшим за революцию в 1841-1922 годах». Фото//архив Ревда-инфо.ру

Почему рабочий с винтовкой на кладбище — не в память о бунте 1841-го

В центре мемориала Воинской славы на городском кладбище стоит двухметровый постамент с двумя чугунными плитами: «Героям, павшим за революцию в 1841-1922 годах». На постаменте — трехметровая фигура рабочего. Памятник появился 7 ноября 1922 года на торжественном митинге, после которого прошел парад физкультурников рабочего поселка. В этом году, к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, мемориал капитально отремонтирован работниками НЛМК-Урал.

Ревдинцы считают, что это памятник углежогам, раз находится на их братской могиле. Но посмотрите: рабочий-воин левой рукой придерживает молот, а в его правой руке — винтовка. При бунте в апреле 1841 года у углежогов огнестрельного оружия не было. И рабочие отстаивали свои трудовые права перед заводским начальством без революционных намеков. Значит, история памятника иная.

voin-rabochij
Памятник воину-рабочему в Уфалее. Фото//myseldon.com.

Эта ревдинская скульптура — не уникальна. Точно такой же воин-солдат стоит еще в десяти городах Свердловской, Челябинской областей и Пермского края. Только постаменты абсолютно разные, а сам памятник в целом привязан к каким-то местным событиям в годы Гражданской войны.

Какова же его история?

В 1921 году в Екатеринбурге на одном из совещаний первых «красных» директоров заводов горно-металлургического треста (Гормет) решили поставить памятники во всех заводских поселках треста, чьи рабочие воевали в Гражданскую. Фигуру отлил Каслинский чугунный завод. На предприятиях Гормета открыли сборы на «свою» скульптуру. В том числе и в Ревде: деньги — народные. Фигура воина-рабочего была создана скульптором Павлом Серегиным при участии Константина Клодта, внука знаменитого Петра Клодта, автора скульптурных групп коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.

Города, где установлены памятники «Героям, павшим за революцию 1918-1922 годов»
1921 год. Село Армизонское Тюменской области, в память о погибших красногвардейцах. 1922 год. Касли, рядом с братской могилой рабочих, убитых бандами Колчака. Ревда, на месте захоронения углежогов, погибших при подавлении народных волнений царскими властями на Ревдинском заводе в 1824-1826 и в 1841 годах. Нижний Уфалей, героям, павшим за революцию 1923 год. Сысерть, памятник с фамилиями 250 рабочих, погибших в Гражданскую войну. Верхний Уфалей, памятник воину-рабочему, который стал символом города. 1924 год. Лысьва, у братских могил горожан, погибших в боях с белогвардейцами. 1926 год. Карабаш, в память об убитых белогвардейцами 96 рабочих. 1928 год. Златоуст, в память о бое красногвардейцев с белочехами. 1929 год. Полевской, в честь десятилетия освобождения Урала от Колчака.

Константин Клодт в 1921-1928 годах был скульптором Каслинского чугунолитейного завода, обучал рабочих лепке, рисованию и формовке, преподавал лепку в фабрично-заводском училище. По его гипсовому макету была отлита только голова скульптуры воина-рабочего. Натурщиком приглашали одного из студентов рабфака. После отливки скульптуры ее копии отправились в разные города. Так, в Ревде на момент установки памятника фигуру воина-рабочего местная советская власть привязала к еще одному значимому городскому историческому событию — бунту углежогов.

Как автор памятника Ленину работал над скульптурой углежогов

О том, что в Ревде к 150-летию народного бунта хотели поставить памятник, не могут вспомнить даже бывшие работники исполкома городского Совета народных депутатов. Председателем тогда был Иван Гавриленко. Вот что известно из скупых данных краеведческих книг и подшивок советского «Ревдинского рабочего».

Был изготовлен гипсовый макет памятника в натуральную величину, автор —  свердловчанин Владимир Егоров (1927-1990), советский скульптор, заслуженный работник культуры РСФСР, член Международной студии скульптуры и рисунка, Народный скульптор Урала. В Ревде он уже был хорошо известен. Он автор памятника Ленину на площади Победы, памятника Солдату и Рабочему в парке Победы, его большой барельеф «Ревда: прошлое и настоящее» украшает стену над кассами железнодорожного вокзала с 1983 года.

maket-mamyatnika-uglezhogam
Гипсовый макет памятника «Бунт уральских углежогов. Ревда. Год 1841-й» скульптора Владимира Егорова. Фото//архив Ревда-инфо.ру

К работе над памятником Егоров, возможно, приступил в 1988 году. Инициатива создания этого монумента принадлежит, скорее всего, ветерану труда РММЗ Дмитрию Попову (1919-1991). И неслучайно. Его родственники были в числе забастовщиков тогда, в 1841-м. Казалось бы, идею должна была подхватить и ветеранская организация завода. В 1975 году по инициативе Попова на кладбище появился мемориал Воинской славы (с именами погибших в годы войны рабочих РММЗ), а в 1984 году у плотины Ревдинского пруда — стела в честь 250-летия Ревды.

Однако бывший главный механик РММЗ Сергей Калашников и бывший главный инженер завода Владимир Свалов ничего об идее памятника углежогам не помнят. Я попробовал хоть что-то выяснить у людей, работавших с Владимиром Егоровым в мастерских Художественного фонда. Но ни скульптор Борис Рыжков, ни архитектор Андрей Ликин не смогли ничего добавить к уже известным фактам.

Интересно, что к идее установки памятника углежогам не все ревдинцы в 90-е годы относились хорошо, как и сейчас нет единодушия по поводу переноса памятника Ленину с площади Победы к «Родничку». Тогда некоторые рассуждали так: памятники ставят победителям, а здесь была кровавая расправа над углежогами. Это, мол, будет гимн самому бунту как таковому. История же распорядилась по-своему.

barelef-Egorova
Барельеф «Ревда: прошлое и настоящее» украшает стену над кассами на железнодорожном вокзале с 1983 года. Фото//Александр Семков, Ревда-инфо.ру.

В январе 90-го Егоров полностью закончил в гипсе и приготовил к отливке большой восьмифигурный памятник «Бунт уральских углежогов. Ревда. Год 1841-й». Памятник понравился всем. Дмитрий Попов писал в «Ревдинском рабочем» 26 июня 1990 года:

«…В апреле будущего года (1991) исполнится 150 лет со дня кровавой расправы царского самодержавия над бунтующими углежогами и рабочими Ревдинского завода. В ознаменовании этого события общественные организации заказали проект памятника. В настоящее время изготовлен его макет. «Бунт ревдинских углежогов» — это величественная композиция, состоящая из 8 фигур; размер памятника 4х7 метров. Изготовить скульптурную композицию планируется из металла, а установить — в районе Еланского моста, в сквере у профилактория «Родник». Документация вся собрана (!). Но в нынешних условиях хозрасчета и самоокупаемости РММЗ не в состоянии принять все расходы по строительству на себя. Да и кем это предписано? Ведь этот памятник предназначен не только для династий метизников, а для всех горожан. Первый взнос уже сделан заводом обработки цветных металлов (!). Совет арендаторов РММЗ на своем заседании 26 июня рассмотрит вопрос об организации строительства памятника». Далее Дмитрий Попов обращается к руководителям городских предприятий и горожанам с призывом подключиться к сбору средств на памятник, «по старой русской традиции — пустить шапку по кругу».

С этой целью он предлагал при отделе культуры горисполкома открыть расчетный счет для пожертвований: «Как мы будем чтить память о наших предках и их делах, так будут чтить и наши дела потомки». Но экономическая ситуация поменялась, деньги собрать не смогли, а потом стало и вовсе не до памятника. К тому же 19 февраля 1990 года от сердечного приступа умер скульптор Владимир Егоров. Через год умер Дмитрий Попов. Макет памятника углежогам предположительно мог находиться в Свердловске, с 1991 года — в Екатеринбурге. В 1993 году его следы оборвались.

Еще по теме

Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное