Ревдинская легенда о Светлом озере. История города от Юрия Шарова

Мог ли находиться возле источника Платониды сталинский лагерь для репрессированных?

2020-11-01, 11:34 Истории 1 581

В очередную дату памяти жертв политических репрессий, 30 октября, вспоминаем одну очень интересную историю. Ее рассказывала в 2012 году пенсионерка Лидия Баранникова. У нее была своя версия возникновения источника Платонида, основанная на воспоминаниях ее детства. История эта совершенно невероятна.

По словам нашей рассказчицы, выходило, что в лесу близ этого источника находился сталинский лагерь для репрессированных граждан. Здесь якобы было и поселение лесозаготовителей — Светлое озеро, с двумя десятками домов. Историй о старообрядческом захоронении Платониды очень много. Каждая из них имеет право на существование. Но  краеведы с большой осторожностью воспринимают очередные версии из уст бабушек и дедушек. Слишком уж неоднозначны тайны ревдинских лесов.

На источник Платониды ежегодно приезжают искупаться в Крещение, 19 января. Причем не только ревдинцы. Фото//архив Ревда-инфо.ру.

Это же наш колодец

Лидия Баранникова до 1958 года жила в Нижних Сергах, потом переехала в Ревду. Как только обосновалась, все время слышала от людей про святой источник Платониду. Но что это такое — толком не знала, и ей никак не удавалось там побывать. Однажды случай подвернулся. С двумя своими сыновьями Баранникова поехала на Платониду за малиной. Когда добрались, ей показали — вот это и есть тот самый источник. «Так это же наш бывший колодец, — сказала она. — Когда-то здесь стоял «журавль», и мы с мамой ходили за водой». По версии Баранниковой, в 40-х годах прошлого века близ источника находился лесоучасток, квартал №52. Поселение рабочих-заготовителей на 20-25 домов называлось Светлое озеро. Якобы, название произошло от небольшого озера, которое было севернее источника. Озеро зимой не покрывалось льдом. Жители поселка утверждали, что в воде присутствует какой-то химический элемент, препятствующий замерзанию. Этого озера уже нет — водоем превратился в болото, заросшее камышами. Мама Баранниковой работала в поселковом магазине, а отец — на лесозаготовках.

Платон и Ида

Больше всего интриговала другая часть рассказа, связанного с Платонидой. Баранникова вспоминала: «Там была запретная зона с 1935 года. Держали там каких-то беженцев и гражданских. Помню, мы с детьми бегали к забору и через дырочки просовывали людям кусочки хлеба и другой еды. В зоне находился в заключении некий Платон. К нему часто приезжала неизвестная женщина. Говорили, что из Нижних Серег. Имя не помню — то ли Лида, то ли Ида. Когда Платон вышел на свободу, то остался жить с этой женщиной в поселке Светлое озеро, работал на лесозаготовках. Вскоре он умер. А его жена начала бродить по лесу. Говорили, что Платон ей «мерещился», как призрак, и она его ищет. Мама и папа говорили, что она посидит вечером на крылечке дома и уходит к своему Платону. Вот так, наверное, и прикрепилось название к этому роднику. Во всяком случае, я не помню, чтобы на это место приходили какие-то паломники или старообрядцы». Далее, по рассказу Баранниковой, их семья переехала в другой лесхоз. Отец часто выходил с ней на охоту. Промышлял глухарями, рябчиками и тетеревами. Была даже своя заимка в тайге. Однажды они услышали в лесу стрельбу. Она шла как раз со стороны поселка Светлое озеро. Стреляли очень долго. Ее отец успокаивал тем, что это охотники. «Но я думаю, что расстреливали тех, кто находился в этом лагере, — говорила нам Баранникова. — Кто-то все равно знает, что там произошло. Мама рассказывала, что в бараках оставалась посуда всякая, ее всю растащили. Потом в поселок приехал трактор и снес все строения. А трупы заключенных были захоронены в подвале одного из домов. Правда, точную дату этого я не помню».

В 2015 году ревдинские охотники установили на пути к источнику Платониды Поклонный крест. Фото//архив Ревда-инфо.ру.

Заколдованный лес

В детских воспоминаниях Лидии Баранниковой сохранились скудные сведения о Елизаровской избушке, где жил некий мужчина, которому постоянно приносили еду, вели беседы. Еще в тех местах велись работы в глиняном карьере, от него шла узкоколейная железная дорога в Полевской. Навсегда осталось в памяти одно из событий 1943 года, когда Лидия Ивановна с отцом охотились на рябчиков и увидели в небе горящий и падающий в лес самолет. Они пришли на место падения, увидели живого и невредимого летчика. «Мы его привели домой, — рассказывала она. — До сих пор помню его фамилию — Беляев. Тогда он говорил, что уже не один раз с ним над этими местами случаются неприятности. Словно лес этот заколдован».

Доподлинно известно, что в 30-е годы в лесах близ Краснояра местный и пришлый люд заготовлял древесину для строительства СУМЗа, нужд РММЗ. Промышляли здесь и артели золотодобытчиков. Как писал в свое время ревдинский журналист Валерий Зырянов, изучавший историю Краснояра, ближе к селу, в бассейне речек Большой и Малый Ик, работала целая россыпь лесозаготовительных пунктов, где в зимний заготовительный период могло проживать с семьями до 360 человек. Но сведений о какой-либо запретной зоне нет.

Как прокомментировали эту легенду историки в 2012 году

Сергей Новиков, Почетный гражданин Ревды, краевед: «Я точно знаю, что никаких концентрационных лагерей для репрессированных на территории Ревдинского района не было. Во всяком случае, на карте, где обозначались все лагеря репрессированных по всей Свердловской области, нашего нет. В Первую мировую войну лагерь для военнопленных находился в районе реки Глубокой. Это зафиксировано в документах. И все. Я допускаю мысль, что в архивах КГБ можно что-нибудь разыскать. Сейчас эти органы охотно предоставляют информацию. Но я совершенно не знаю названия водоема Светлое озеро, а топонимикой района занимаюсь очень много лет. Во всяком случае, эта новая версия истории Платониды подталкивает к дальнейшим поискам исторических фактов. Пусть даже на уровне легенды».

Сергей Абрамов, кандидат педагогических наук, доцент Уральского горного университета: «Безусловно, свидетельства очевидцев, переживших сталинскую эпоху, представляют определенную историческую ценность. Опираясь на них, ученые находят архивные данные, которые позволяют реконструировать объективную картину времени. Ссылки в научной литературе позволяют утверждать, что на территории Ревды были концентрационные лагеря или поселения, где содержались не только военнопленные. Вот, например, цитата из книги Михаила Геллера и Виктора Некрича «Утопия у власти»: «В послевоенные годы по далеко не полным данным произошли бунты, мятежи и восстания в следующих лагерях: … 1954 год — Ревда (Свердловск)».

Еще по теме

Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное